Вот и съездил я на алтайский праздник Эл Ойын. А в итоге как всегда
получилось совсем не то, что хотел. Частенько так - задумываю одно, получаю
другое. Но не жалею никогда.
Итак. Выехал из Н-ска 11-го в 8-15 в гордом одиночестве. На выезде из города
- встречная пробка километров 10 - народ едет на работу. Это издержки
массового переезда более-менее богатых жить за город и в основном в южном
направлении. А дорога одна - Бердское шоссе. И каждое утро пробка в город,
вечером - из города. Ехал я дальше не спеша, 120-160, около Искитима помыл
машину, поскольку был практически первый день без дождя. А он достал в это
лето, как никогда.
Гаев на дороге было немного и в стандартных местах. У Барнаула идет
грандиозная реконструкция дороги. По окончанию она должна превратиться в
неплохой автобан по 2 полосы в каждую сторону с разделителями и развязками.
По причине реконструкции движение 40 и постоянные объезды по пыли. Развязка
на Бийск двухуровневая. Дальше дорога не менее оживлённая. Основная масса
транспорта - отдыхающие. Основные регионы - 86, 89, 42, 54, 99, 70, 22, 55.
Заметил, что чем дальше в горы и более дикие места, тем больше 54.
Новосибирцы авантюристы, однако. Дорога до Бийска, кажется, наконец-то будет
достроена (в смысле реконструирована) в этом году. Остался объезд километра
3, и видно, что он через пару недель будет закончен.
Именно на этом объезде имел я первую с 1.07. встречу с гаями. Они стояли на
реконструируемом участке и ловили проезжающих на кирпич и не желающих
объезжать. Разговор состоялся такой: "Инспектор Растакой-то. Ваши документы.
Пожалуйста Пройдите к офицеру. Хорошо. Штраф по протоколу 200 руб. (смотрит
вопросительно) Хорошо, составляйте протокол. (подает документы) Езжайте и
больше не нарушайте".
По пути нужно было заехать в Белокуриху. Отметил, что с каждым годом она всё
более становится похожа на классические альпийские курорты. По крайней мере,
мне нравится здесь больше, чем на Красной Поляне. Всё очень цивилизованно,
аккуратно, чинно. Старые корпуса внешне конечно отдают совковостью, но
внутри они реконструированы. Новые строятся по австрийскому типу. Территория
облагораживается, всё чистенько. В общем, неплохо стало. Аквапарк, опять же,
строить начали, что для Сибири довольно неожиданно.
Из Белокурихи уже вдвоем выбрались в 21.00 в сторону гор по нестандартному
пути, через Алтайское на Аю, а не через Бийск, Сростки и т.д. Дорога вполне
сносная и выходит к озеру Ая с другой стороны. На Чуйский тракт мы выехали
через Айский подвесной мост. Он как всегда проходится за 5 руб. Цены не
повысились. Вокруг моста суета, толпы народу. Ходят слухи, что озеро не
выдерживает такого количества отдыхающих и грядет экологическая катастрофа.
Вдоль Чуйского тракта до Усть-Семы и дальше до Чемала турбазы, домики,
палаточные городки растут как грибы.
Обстановка здесь не как в Белокурихе, она более демократична, "туристична"
что ли. Цены - от 100 руб за койко-место до 2500 за номер на базе Ареда (за
Чемалом) и что-то около этого в Киви-Лодж (за Соузгой). Лично мы
переночевали на базе Корона Катуни в бунгало за 500 руб. База так себе, но
нам нужна была лишь ночевка. С удивлением обнаружили, что на Чуйском тракте
теперь работает МТС, так что можно звонить прямо с дороги. По крайней мере у
Горно-Алтайска и до Манжерока.
Утром съездили на место праздника, рядом со старой турбазой "Катунь" и
поняли, что он открывается только 13-го. тут я решил потратить время на
познание неизвестных мне доселе мест. А именно - доехать до перевала Кату
-Ярык,
что на дороге к Телецкому озеру с юга. Расстояние в 400 км. по горам
показалось мизером. Поехали. Семинский перевал, перевал Чике-Таман (он
реконструируется, ехать пришлось сверхосторожно), дальнейшие красоты
Чуйского тракта уже многими описаны, а для меня привычны. По дороге сделали
крюк, заехали в алтайскую деревушку Куяча (от Каракола вправо 20 км.) и
побывали в местном музее, посмотрели в долине курганы и каменных баб. В
деревне местные пацаны лет 6 что-то сказали по-алтайски (как выяснилось
матерились) и показали fuck (уж извините за прямоту).
В Акташе свернули
налево, в сторону Улагана. И тут стали открываться обалденные красоты. Увы,
мы уже торопились, чтобы вернуться назад как можно ближе к месту проведения
праздника. Но всё же успели посмотреть Красные Ворота (резкое сужение и так
зажатой в тиски ущелья дороги), Мертвое озеро (ни травинки, ни рыбки, только
ровная гладь воды, похожей на вид на глицерин) и вершину Улаганского
перевала (2100 м.), очень похожего, как говорят, на Шотландию. Очень может
быть - суровость мест поразила. По моим представлениям, так должна выглядеть
Норвегия. Дорога идет уже довольно близко к снегам, видны белые вершины,
холодно. Увы, до Кату-Ярыка придется ехать в
следующий раз. А на этот мы повернули обратно. Доехав до Семинского перевала
мы переночевали на спортивной базе (сборные СССР тренировались раньше) всего
за 420 руб в отдельно стоящем коттедже со всеми удобствами, горячей водой,
телевизором (высота 1800, до ближайшего райцентра 60 км).
13 июня мы проснулись на Семинском перевале в коттедже где-то в 7-30 утра.
Воздух - сказочно чистый и какой-то вкусный, не надышишься. Рядом с
коттеджами - кедры, лучшие из деревьев, что я знаю. Тишина первозданная. Это
не Ая и не Манжерок, где толпы дикой молодежи, не дающей спокойно созерцать
природу и распугавшей всех духов. Позавтракав, двинули на праздник. После
Чепоша на трассе стоят знаки 20 и гаев толпы. Но они удивительно
доброжелательные и приветливые, всё рассказывают и показывают куда встать. В
долине Кара-Суу, где был праздник, съехалось народу тысяч 30. Сразу скажу -
понравилось мало. Видимо, предыдущий праздник (был далеко, в Кош-Агаче) по
причине удаленности был более естественен и этнографичен. Сейчас - большая
барахолка и сплошной кич. И полное ощущение, что туристы тут лишние. Может и
правильно, это праздник алтайцев, а не туристов.
Из интересного - парад на открытии в национальных костюмах, довольно
комичный Лапшин (он теперь глава администрации республики) в алтайской
одежде на коне (отнюдь не алтайском, а на суперпородистом красавце-скакуне),
проезд алтайцев на конях в национальной одежде с луками и громким гиканьем
(мороз по коже, видимо генетическая память о татаро-монгольском иге),
национальная борьба, разные другие виды спорта, показ мод с национальной
направленностью.
Из неинтересного - барахолка, нетрезвый люд (кстати, алтайцев пьяных почти
не было, а кто был, вели себя спокойно), Алсу вечером (папашка привез, он
теперь сенатор от Алтая ). Но ее мы уже не слышали, поскольку к обеду решили
уехать с праздника. Дальше двинули в сторону Чемала и дальше, до Куюса. Лет
14 назад я впервые побывал в горах Алтая именно там, участвуя в раскопках
курганов. Проехали через деревню Еланда, через Ороктойский мост на другую
сторону Катуни, попутно посмотрев на красивейший порог Тельдекпень прямо под
мостом (аж голова закружилась) и встали на ночевку в палатке на берегу
Катуни в березняке. Как ни странно, и в такую глухомань уже туристы
добрались. Раньше там только сплавщики ходили. 14-го уже нужно было домой
ехать. Не спеша мы тронулись в обратный путь. У Еланды остановились у шурфа,
пробитого в горе гидростроителями. Была такая история в 80-е годы, когда
хотели построить там ГЭС. Слава Богу, деньги кончились, а то бы вся средняя
Катунь оказалась затопленной и непригодной для сплавов. Хотя Лапшин пытается
вновь вопрос о строительстве поднять. Шурф уходит глубоко в гору. С
фонариком мы прошли метров 50, а пещера не кончалась. Дальше не рискнули,
видимость плохая, висит какая-то проволока. Посмотрев снаружи на горы с двух
сторон Катуни мы представили, как они бы упали в реку после взрыва. Плотина
должна была быть высотой 200 м., а мощность ГЭС почти как у Шушенской.
У Чемала решили съездить посмотреть на долину речки Чемал в сторону Ареды.
Очень мило. Ареда - дорогой отель и всю окружающую долину они стараются
содержать в порядке. С этого года правительство республики обязало все базы
поддерживать чистоту в 5 км. от своей территории и брать с "диких" туристов
по 20 руб. в сутки на эти цели. В долине Чемала туристов таких полно, но всё
гораздо чище, чем у озера Ая. По дороге на Ареду постоянно снуют дорогие
иномарки.
Где-то в середине пути стоит казахская юрта с надписью "кумысная ферма".
Действительно, казашка и два казашонка продают вкусный кумыс. Самое
интересное - его цена. Спрашиваю, сколько стоит литр? Ответ - 50. Нормально,
а сколько стоит пластиковая полуторалитровка? Ответ - 100!!! А три литра?
300!!!!!
Еле договорились, с трудом она поняла, что что-то в ценообразовании
неправильно. В Чемале пообедали. Кстати, о еде - кормят всюду едой близкой к
домашней, очень вкусно и дешево. На 2 человека за 60 рэ можно просто
наесться от пуза. Вот только если хочется национальной еды, нужно в глухие
деревни ехать или знакомых иметь. Да и на любителя национальная алтайская
кухня, хотя есть в ней что-то.
Поехали дальше. У Манжерока решили посмотреть, что такое Манжерокское озеро.
Сто раз ездил мимо, но ни разу не был. Оказалось - маленькая заболоченная
лужица. Ничего интересного. Дело близилось к вечеру и нужно было спешить
домой, куда прибыли мы в 23-00.
Итог: хорошо, но мало. И такие темпы переездов нужно снижать. В следующий
раз остановимся в одном месте минимум на неделю, ходя красивых и еще не
увиденных мест на одном только Алтае осталось полно. А что уж говорить про
близлежащие Туву и Хакасию!