Горный Алтай > Статьи, путевые заметки
Горный Алтай Природа Алтая Туризм на Алтае Достопримечательности Как добраться Карта Горного Алтая Вопрос-ответ Советы туристам Легенды, истории Поиск попутчика Фото из туров Погода на Алтае

Фото из туров



Смотреть еще...


вернуться назад     другие дневники этого автора      все дневники

Малоизвестный Алтай: Горный Чарыш, Кулунда 1-4 мая 2004 г.

Дневник *  Фотоальбом поездки

 

Идея съездить в столь малоизвестный уголок Алтая, каким является Горный Чарыш витала в моей голове давно, можно сказать с детских лет, потому что жил я тогда всего-то в 150 км., от него, причем рядом с равнинными низовьями этой же реки, в водах которой часто купался. Парадокс, но почти родное место мною так до сих пор и не было посещено. Окончательно я пристыдил себя, когда сам Путин не пожалел времени и отпуска, чтобы впервые в своей жизни поучаствовать в сплаве, и не где-нибудь, а именно по Чарышу.

Для сведения: Чарыш – левый приток Оби, длиной 547 км., в верхнем течении горная река с течением средней бурности, но очень крутые у него притоки – Кумир, Коргон, Иня, Белая. В нижнем течении равнинная река, до райцентра Усть-Калманка (где-то 80 км. от устья) судоходная. В туристическом плане район перспективный, но пока малоосвоенный по причине тупиковости расположения. Это место стыка республики Алтай и Алтайского края.

Получается, что в самые верховья можно попасть только из Усть-Кана, т.е. по дороге от Чуйского тракта к Белухе. А вот в самые красивые места, что находятся уже в Алтайском крае – только через Барнаул, Алейск и далее левее. Дорога Алейск - Чарышское является тупиковой трассой, заканчивается в деревнях Сентелек и Покровка, дальше в горы только на конях или пешком. В этом году заканчивают асфальтирование трассы до Чарышского. Если найдутся инвесторы для строительства баз, для отдыха район будет отличный. Сейчас есть летние домики где-то, но я их в поездке не видел.

Поскольку Горный Чарыш недалеко от места проживания моего отца, решил на майские праздники совершить однодневную вылазку-разведку. Время, конечно, не очень удачное с точки зрения природных видов, снег только растаял, листьев и травы нет, клещей полно. Тем не менее, общее впечатление было очень даже благоприятным.

Для ориентира, как добираться: Трасса А349 «Барнаул-Рубцовск-граница», до Алейска 130 км. Проезжая мимо города, примерно через километр после придорожного комплекса (АЗС, кафе) федералка уходит вверх правее, на мост, а прямо, под теплотрассу, идет дорога в направлении Усть-Калманка – Чарышское. Переезжаем Турксиб по мосту и берем правее. До Горного Чарыша 180 км. Через 60 км. впервые переезжаем Чарыш в его нижней части, еще через 30 дорога резко уходит в горы. Поднявшись, она до самого Чарышского идет «по верхам», фактически по плато. Петляет очень сильно. В мае оставалось 10 км. без асфальта. Говорят, что этим летом всё доделают, выполнив таким образом на 100% программу соединения всех райцентров с Барнаулом асфальтовыми дорогами. В Чарышском с этого года стоит пограничный контроль. Не очень жесткий, мне было достаточно права показать.

На обратном пути погранцов уже не было. После Чарышского вновь переезжаем Чарыш, уже более «горного» вида, с быстрым течением. Дальше 25 км. до Сентелека щебеночной трассы без перспектив асфальтирования. Только при подъезде к Сентелеку начинаются серьезные горы. Издалека виден «Королевский Белок» (2300) и пара других белых вершин. Горы здесь лесистые, дикие. Зверья всякого полно, именно сюда возят богатеньких буратин на охоту на марала, медведя и прочих представителей пока еще живой фауны. А еще здесь лучший на Алтае мед, благодаря местному разнотравью. А поскольку алтайский мед считается лучшим в России (башкиры, не обижайтесь, но это так и есть), то можно считать, что лучший мед России делают пчелы Горного Чарыша.

От Сентелека есть две дороги – левее к Чарышу, правее – в деревню Покровка. Обе тупиковые. К Чарышу дорога приводит на висячий мост, вверх по реке она переходит в тропу. Посидев на берегу, я мысленно представил, как в прошлом году тут проплывал Путин, а его даже и не заметили некоторые рыбаки.

К Покровке дорога идет по долине речки Сентелек. Где-то там есть археологический комплекс «Царский курган», скифского времени, но я его не увидел. Из Покровки есть несколько километров дороги до маральника, дальше только трактором, на лошадях или пешком. Вот именно в этом направлении и находятся основные красоты района. В этот раз до них не добрался, но дорогу разведал.
Дорогу домой от отца я решил удлинить с 400 км. до 800. Цель – проехать по Кулундинской степи. Казалось бы, что интересного – степь… Оказалось – впечатляющее зрелище!

«Равнина, равнина. Ни яра, ни пади,

Равнина на север, равнина на юг.

Как будто гористую землю разгладил

Гигантский горячий утюг».

Это написал один местный поэт.  Представьте себе абсолютно ровную поверхность во все стороны, почти никакой высокой растительности и дороги, проведенные по линейке. Дороги, по которым можно ехать десятки километров, не пошевелив рулем. И ветер, всегда и всюду ветер. Дороги в целом хорошие, движение слабое, местность малонаселенная. Равнина с огромным количеством соленых, пресных и щелочных озер, которые сливаются с поверхностью земли так, что и не поймешь издалека, где кончается земля и начинается озеро. Где-то там есть озера, грязь (рапа) которых по целебным свойствам оставляет позади знаменитое Мертвое море. Нафига ехать в Израиль, если своё под боком.

Одной из целей моей поездки через Кулунду было посмотреть на поселки автономного Немецкого района. М-да, такого у нас не бывает. Абсолютная чистота, все улицы до последней околицы асфальтированы, на дорогах ни одной коровьей «лепешки», хотя коровы есть, сам видел. С лопатами за ними ходят, что ли?

Прикольная надпись на въезде в район (на 2-х языках, кстати) «Автодороги обслуживает НЕМЕЦКОЕ ДРСУ». Да, ни больше, ни меньше! Ну и дороги соответствующие. Уже в сумерках проехал через райцентр по имени Гальбштадт. Кончился Немецкий район, дорога стала похуже, а на границе Алтайского края и Новосибирской области на участке Масляха – Кирза не дорога, а просто ад. Жутко разбитая щебенка и при этом движение как на федеральной трассе. Пыль, кажется, проникает всюду, никакая изоляция не поможет. Домой приехал среди ночи, потратив на путь с остановками где-то 12 часов.
 

Дневник *  Фотоальбом поездки

вернуться назад     другие дневники этого автора      все дневники

© www.altaitravel.ru 2003-2024