Чуйский тракт
Автомобильная дорога Новосибирск - Бийск - Ташанта (трасса М52) является
главной транспортной артерией Алтая. Участок от Бийска до Ташанты носит
название Чуйский тракт. Официально Чуйский тракт начинается у моста через
реку Бию в городе Бийске, проходит через Алтайский край (77 км) и большей частью
находится в Республике Алтай (540 км), заканчивается у границы с Монголией.
Первые 147 км тракт проходит по правому берегу реки Катунь, затем,
в поселке Усть-Сема, пересекает
ее и, преодолевая перевалы, отступает от реки. После 358-го км дорога (в
селе Иня) снова
пересекает Катунь, а затем почти до конца пролегает вдоль
реки Чуи, вначале
по ее правому берегу, затем, после 547-го км, по левому.
Чуйский тракт
обеспечивает выход России в Монголию, а также является основной
автомагистралью, связывающей Горный Алтай с городом Бийском, в котором
находятся железнодорожная станция и речная пристань.
На Чуйском тракте (в основном, на участке от развилки на
озеро Ая и до села Усть-Сема) расположено большое количество турбаз, кемпингов,
гостиниц, поскольку именно по этой трассе едет большинство туристов,
направляющихся на отдых в Горный Алтай.
Дорога по Чуйскому тракту очень живописна, но особенно красивые места
начинаются примерно от границы Алтайского края с республикой Алтай и идут,
меняясь с невообразимой быстротой до самой монгольской границы.
Из истории Чуйского тракта
Освоение Чуйского тракта началось в результате добровольного вхождения а
1756 году южных алтайцев в состав Российской империи. Первые письменные
сведения встречаются начиная с 1788 г., когда русские купцы впервые достигли
реки Чуи у Курайской степи. Когда торговые отношения стали принимать
регулярный характер, русские построили первые избушки на Чуе, на месте,
которое теленгиты называли Кожо-Агач. Пионерами торговли были бийский купец
Хабаров и житель Змеиногорска Токарев. Чуть позже к ним присоединились бийские и змеиногорские купцы. В 1864 г. в Кош-Агаче было уже 10
избушек-складов, а бийский купец Гипев даже построил себе жилой дом. В это
время Чуйский торговый путь представлял собой горную тропу, передвигаться по
которой можно было только верхом, особенно тяжелым был участок от Онгудая до
Кош-Агача, где товары могли перевозиться только вьючным способом.
Вопрос о необходимости прокладывания удобной дороги по Чуйской долине
впервые возник в середине 1860-х гг. В течение 60-90-х гг. рассматривалось
несколько проектов строительства дороги. По максимальной смете
предполагалось не только соорудить дорогу, по которой можно было бы
передвигаться на телегах, но и построить шестнадцать постоялых дворов для
отдыха и смены лошадей. Многочисленные проекты этого времени остались на
бумаге из-за отсутствия средств. В начале 90-х гг. более или менее удобная
дорога была устроена на всем протяжении от Хабаровки до Кош-Агача. Но,
несмотря на эти хлопоты, передвижение по тракту оставалось затруднительным,
особенно в осеннее и зимнее время. Строительство на Чуйском тракте началось
весной 1901 г. Были привлечены крестьяне близлежащих деревень и сел, всего в
строительный сезон 1901 г. в работе участвовало от 80 до 158 рабочих.
Бийские купцы организовали подписку в пользу дороги среди лиц, торгующих в
Монголии, и в короткий срок собрали 10000 рублей. В середине 1903 г.
строительство колесной дороги было завершено на всем протяжении от Онгудая
до Кош-Агача.
На строительство было затрачено около 80000 рублей, или в среднем около
160 рублей за версту. Однако полученный результат был еще далек от
совершенства. После строительства Чуйского тракта ремонтные работы не
проводились, и к 1914 г. тракт находился в "прежнем первобытном состоянии".
Летом 1914 г. в Горный Алтай была направлена экспедиция, которую
возглавил инженер ведомства путей сообщения В.Я. Шишков, будущий известный
писатель. Они проделали огромную работу по трассировке будущего тракта и
составлению карт, но дальнейшие изыскания были прерваны начавшейся Первой
мировой войной, событиями революции и Гражданской войны. Новые
восстановительные работы на Чуйском тракте были начаты лишь в 1922 г. Был
построен мост через Чую около Кош-Агача, в 1923 г. были построены три парома
через Катунь на двенадцать подвод каждый.
В 1924-1925 гг. развернулись ремонтно-дорожные работы в горной части
тракта. Они велись вручную в труднейших условиях. Именно тогда обсуждался
вопрос о выборе направления дороги. Были сторонники левобережного,
действовавшего в то время направления: Бийск - Алтайское - Черга - Шебалино
- Онгудай -Кош-Агач - и нового, правобережного (Катунского): Бийск- Майма -
Чемал -Каянча с соединением его со старым направлением у бома Кор-Кечу.
Третий вариант предусматривал соединение нового направления со старым в селе
Черга.
Был выбран Катунский вариант Чуйского тракта, который значительно
сокращал путь до советско-монгольской границы и создавал благоприятные
условия для связи областного центра с районами области и городом Бийском.
Несколько позже было решено сделать переход с правого берега
Катуни на левый
в Усть-Семе, а новый тракт соединить со старым в селе Черга.
В 30-е годы вдоль тракта на расстоянии 15-20 км друг от друга строились
"командировки" - рассчитанные на 300-400 заключенных концентрационные
лагеря. Раскулаченные сибирские крестьяне стали дорожными строителями. В
районе Мыюты на берегу Семы находился женский лагерь. 10-12 тыс. заключенных
пробивали дорогу в многометровых снежных заносах и вели лесоповал вдоль всей
трассы. В 1934 г. заключенными был построен крупнейший в СССР наплавной
понтонный мост.
Летом 1934 г. состоялся первый автопробег Бийск - Кош-Агач, за 5 дней 28
грузовым и 2 легковым автомобилям предстояло пройти 1100 км труднейшей
горной дороги. В 1935 г. были построены и сданы в эксплуатацию деревянный
мост через реку Бию в Бийске и деревянный мост через Ишу, а также мост через
Катунь у села Усть-Сема. Год спустя было успешно завершено начатое в 1934 г.
сооружение Ининского, первого в мире двухтросового висячего моста через
Катунь, спроектированного инженером С.А. Цаплиным.
Чуйский тракт на всем протяжении Бийск - Майма - Усть-Сема - Черга -
Онгудай - Иня - Кош-Агач - Ташанта был сдан в эксплуатацию 1 января 1935 г.
В 1956-1957 гг. был осуществлен капитальный ремонт участка дороги
Усть-Сема - Шебалино. В 1959 г. в Усть-Семе построен новый железобетонный
мост через Катунь, в 1964 г. вступили в действие железобетонные мосты через
реки Бию и Ишу. В 1970 г, на 356-м км у села Иня был построен железобетонный
мост через реку Катунь вместо старого подвесного моста 1936 г. В 1984 г.
была пущена в строй новая дорога через перевал Чике-Таман.
В 90-х годы была построена обводная дорога и новый мостопереход,
выводящий автомобили на Чуйский тракт, минуя город Бийск. Сейчас Чуйский
тракт важная транспортная артерия Горного Алтая, связывающая регион с
железнодорожными и водными путями Сибири, а также федеральной трассой Москва - Владивосток.
|