Наконец-то, наконец-то решились оторвать свои задницы от сиденья автомобиля
и пройтись пешком. Слегка так… Километров этак 70, с рюкзаками, да по
сыпухам (в местном миру курумникам), ледникам и прочим приятным местам.
Сборы были сложнее, чем обычно. Что такое собраться в автомобильный поход?
Берем всё, авось пригодится, лишь бы в машину влезло. Еду и обратно можно
привезти, если не съедим, теплых вещей побольше, чтоб не замерзнуть если
что. А тут… Каждый килограмм на счету, на своих ведь плечах нести. Замеряли
крупы стаканами, банки тушенки строго по дням. Ну и остальное тоже. Самое
большое – теплые вещи. Пригодятся или нет – неизвестно, но тяжелые ведь они
и объемные! Еле-еле компромисс нашли. В итоге только один раз замерзли, а в
целом вроде ничего не забыли и лишнего тоже не взяли.
«Нивы» на этот раз не было, поехали на моем видавшем многое «Хюндае
Акценте». В день государственного американского праздника торжественно
доехали к отцу в деревню. Ну, это стало традицией и отправной точкой всех
алтайских путешествий. А 6 июля отправились дальше. Планы были сходить на
Актру и Маашей. Не на вершины, конечно, но как-нибудь так, рядом где-нибудь,
чтоб приобщиться к высокому (4173 м.). Проблемы с организацией вроде решили.
Почти. Не считая, что непонятно, где и с кем машину оставлять, если идти в
пешие походы.
Ночь с 6 на 7 провели в районе Усть-Семы, на «ванночках», которые из-за
большой воды были не ванночками, а целыми ваннами ледяной катунской воды. С
купанием пролетели, но не за этим и ехали.
7 июля, 300 км. на авто.
На второй день добрались до Акташа в надежде оставить авто где-нибудь у
гостиницы и найти попутку или нанять кого-нибудь на Актру. У гостиницы места
были, стоянка всего 30 руб/сутки, но хозяйки не было и машину для дальнейших
передвижений найти не представлялось возможным. У погранотряда тоже никто
ничего не советовал. Там же стоял УАЗ-буханка с какими-то мужиками, они
ждали пропуск в погранзону, в Джазатор ехали. Они посоветовали двигать
дальше в Курай и искать там. Кстати, не доезжая Акташа, мы подсадили в
машину женщину-алтайку с ребенком. Папаша остался на дороге со сломанной
машиной. Он первым посоветовал Курай и даже назвал там некоего Олега,
который поможет с доставкой.
В Курай приехали, нашли дом этого самого Олега. Дом был пуст и открыт,
хозяина не было. Находится дом в конце центральной улицы второго Курая (там
две части деревни), уже на выезде к мосту через Чую (из центра деревни
налево). Путем поисков и ожиданий вычислили, что машину-то оставить можно,
но доставка дальше больно дорога: 800 руб. до нижней базы (30 км. не самой
страшной дороги) и 1500 до альплагеря (ну, это вполне возможно). Тот же
человек, что сообщил цену, посмотрел на нашу машину и неожиданно сказал, что
до нижней базы сами доберетесь, а там стоянка есть. Дальше пешком. По
прошлому году я помнил, что к нижней базе действительно вроде не так и
страшно ехать. Но тогда была «Нива», и я почему-то совершенно забыл
последний километр пути. Хоть убей, не помню, что там было. Брод помню,
дальше не помню.
Поехали дальше сами. До Чуи знакомая дорога, мимо старой МТС (в смысле
машинно-тракторная станция, а не то, что можно подумать), потом деревянный
мост и много-много полевых дорог в степи, на фоне которой вдали сияли
белизной вершины Актру. Главный ориентир – горка с каким-то геодезическим
прибором наверху. Её нужно объехать левее и дальше – к речке. Брод через
речку Тюте форсировали на «ура». Глубина была 0,5 м., Акцент взял брод без
единого чиха. Главное, волну поймать и перед собой толкать, и всё путем.
После брода поехали по памяти левее. Переехали через арык и вот тут-то
начались мои метания. Первое ответвление дороги влево привело в лес с
огромными на мой взгляд булыжниками. Второе – к булыжникам поменьше, но всё
равно показалось страшно. Чертыхаясь, вернулись к броду через Тюте, чтобы
провести рекогносцировку дорог, и тут следом приехал полноприводный ЗИЛ с
альпинистами из лагеря. Водитель сказал, что ехали мы правильно и других
дорог нет.
Ну не отступать же! Поехали опять. У арыка нас догнали два паркетных
полноприводника с новосибирскими номерами. Уже смеркалось. Водители джипов
посочувствовали нам и после обсуждения как ехать (они были вообще в первый
раз), отправились по второй дороге. В задумчивости и почти в темноте мы
стояли у въезда в лес. Машины не вернулись. Я вылез из машины и пошел за
ними следом. Оказалось дороги в лесу с камнями и горками метров 800. Вроде
проехать можно. Вернулся, сел за руль и решительно двинул к нижней базе. Эти
несчастные 800 метров в кромешной уже тьме я проскочил за 5 минут, не
больше, при этом только один раз зацепил днищем машины, и то просто
поторопившись.
Нижний лагерь представляет из себя огороженную частную территорию у
переправы через речку Актру. Стоит домик, в котором живет алтаец-охранник и
дежурит старенький ГАЗ-69, водитель которого практически каждый день возит
туристов, не жалеющих 250 р. с носа за доставку непосредственно в
альплагерь, который находится в 10 км. выше. Заброска производится по
ужасной «дороге», мечте участников трофи-рейдов. Новички на хороших джипах
проходят ее за пару-тройку часов, «джипер» на ГАЗ-69 – за час. Мы для себя
назвали это авто «Бешеный уазик». Пешком с рюкзаком очень хорошим темпом
обычный турист (не инструктор-профессионал) проходит вверх за 3 часа, вниз –
за 2. Повторяю, очень хорошим темпом.
У домика – автостоянка, по 30 руб. за сутки. В тот момент там находился
разношерстный транспорт, в основном японские джипы, но и пара обычных авто,
в том числе новенький маленький Рено с московскими номерами. Остальные – из
Барнаула, Новосибирска, Томска. Группа новосибирцев, прибывшая одновременно
с нами, выгрузилась и в кромешной тьме с фонариками двинулась дальше пешком.
Мы не рискнули совершать героические поступки и остались ночевать, поставив
свою палатку.
Читать дальше >>