Горный Алтай > Статьи, путевые заметки
Горный Алтай Природа Алтая Туризм на Алтае Достопримечательности Как добраться Карта Горного Алтая Вопрос-ответ Советы туристам Легенды, истории Поиск попутчика Фото из туров Погода на Алтае

Фото из туров



Смотреть еще...


вернуться назад     другие дневники этого автора      все дневники

Автомобильно-пеший поход по Алтаю: Ак-Тру - Маашей - Чарыш. Часть 3

Часть 1 * Часть 2 * Часть 3 * Часть 4 * Карты поездки * Фотоальбом поездки

 

10 июля, 12 км. пешком.

Этот день мне запомнился невиданными доселе красотами и очень тяжелой тропой. Из двух вариантов, перевал Учитель или Голубое озеро, был выбран второй. Голубое озеро – небольшой водоем на высоте 2900 м., у самой кромки льда, по пути на перевал Маашей.
У альпинистов и спасателей, а также турфирм весьма своеобразные представления о способностях обычных туристов-чайников. Когда мы спросили, сколько идти на озеро, нам сказали что в среднем два часа, но это долго, инструкторы обратно за 50 мин. доходят. Мы в итоге потратили 4 часа в одну и 2,5 часа в обратную сторону. И дело даже не в трудности тропы, а в том, что на высоте силы уходят очень быстро, и курумник (каменные россыпи) очень «живой», идти по нему – удовольствие сомнительное. Но как иначе увидеть то, что мы увидели? Впечатления компенсировали все трудности!

Вначале тропа идет по берегу реки, в лесу. В конце леса стоит скала с памятными табличками погибшим альпинистам и большой крест. Хорошее напоминание быть осторожными. Первые 3 км. не очень трудные, затем идет довольно крутой перевал, по которому карабкаться довольно тяжело. Проходя мимо стены Караташ, мы постоянно слышали камнепады, буквально каждые 5-10 минут сверху срывались камни, виднелось облачко пыли и доносился грохот. С перевала тропа шла вдоль ледника Большой Актру. Это был самый тяжелый участок пути. По курумнику тяжело, по леднику страшновато. Но мы упорно двигались вперед. Белые вершины были, казалось, на расстоянии вытянутой руки. Растительность давно кончилась, но попадались бабочки! Что они там делали, как выживали, непонятно.
Казалось, мы шли целую вечность. Именно здесь впервые возник риторический вопрос нашего похода: Где это чертово озеро?! Во второй раз он возник, когда мы шли к Маашейскому озеру.

В итоге, чуть не прошли мимо. После очередного подъема, когда Маашейский перевал кажется уже совсем близко, нужно от ледника уходить вправо, подниматься по сыпухе вверх. Когда мы увидели озеро, буквально остолбенели от открывшейся красоты. Абсолютная, космическая тишина, идеально чистая изумрудная гладь (и почему это «Голубое»?), никакого движения (рыб нет, естественно, что им там есть?), камни, и небольшая избушка на берегу. Как оказалось, это хижина гляциологов. Дальше одна тропа шла по леднику на Маашейский перевал, другая – на перевал Значкистов. Но нам туда уже было не по силам. Полюбовавшись природой, мы зашли в хижину отдохнуть и слегка перекусить. Пока делали это, следом за нами пришла группа инструкторов, сопровождавших французов. Видимо, недешев такой тур для иностранцев, если двоих немолодых европейцев сопровождали 4 инструктора и 2 носильщика дров (прямо шерпы какие-то). Причем инструкторы пришли раньше, и пока подходили остальные, в том числе и туристы, они быстренько сварганили ужин. Дальнейший путь этой группы шел в сторону Маашейского перевала и дальше в долину Маашея и Шавлинских озер, куда мы впоследствии попали другим путем.

В лагерь вернулись поздно, сил уже ни на что не было. Чтоб не замерзнуть, арендовали пару дополнительных спальников. Ну и перцовочка в небольшом объеме помогла, конечно…

 

11 июля, 10 км. пешком, 180 на автомобиле.

Самым большим удивлением для меня за этот поход было то, что я, никогда до этого не проходивший за один раз больше 1 км. по прямой и имеющий плоскостопие, ни разу не ощутил ломоты и боль в ногах и спине, даже пройдя за один присест 12 км. с рюкзаком на 25 кг. Вот и в это утро я встал бодрым и здоровым!

Собравшись, мы подождали «бешеный уазик», который накануне пообещал недорого довезти до нижней базы. Сумма в 500 руб показалась нам слишком большой и мы решили отправить с ним рюкзаки за 100 руб, а самим пойти пешком налегке. В общем-то правильно сделали. Удобство поездки на такой машине и по такой дороге сомнительно, а пришли мы в итоге к нижней базе всего-то минут на 20 позже. Благодаря и нашей скорости, и тому, что по морене нас довезли пару км. те самые ребята на «Prado», которые тоже решили продолжить путешествие. На базу мы пришли на час раньше них.

Проезд плохого участка от базы занял у нас около 20 минут, после чего мы привычным уже путем доехали до Курая. Поскольку время у нас было, решили проехаться до Кош-Агача, последней крупной деревни перед монгольской границей. Заодно побывать практически в эпицентре землетрясения.

Никаких особых последствий последнего на трассе и в Кош-Агаче мы не увидели. Разве что слегка потрескавшиеся стены некоторых домов. Конечно, мы не попали в Бельтир, который, по сведениям, разрушен настолько сильно, что всю деревню переносят. А вот строительство во всей Чуйской долине идет активное. В каждой деревне в стадии сдачи десятки домов, а в Кош-Агаче – новенькая трехэтажная школа, построенная по всем правилам сейсмичной зоны, на сваях.

Чуйская степь своеобразна, но негостерпиимна. Находясь на высоте 2000 м., она представляет из себя полупустыню из сплошных мелких камней, пыли, с очень редкой растительностью и величественными белыми вершинами по краям. Красиво, но долго находиться там не хочется. Обратно мы быстро добрались до Акташа, благо, Чуйский тракт от начала до конца – отличная трасса. В Акташе еще раз заглянули в гостиницу и решили самостоятельно добраться до слияния Чуи и Маашея, куда в прошлом году пробрались на Ниве. И здесь нам вновь дважды повезло. Во-первых, мы проехали, хотя на тех 15 км. после Чибита, что ведут вдоль Мажойского каскада Чуи к устью Маашея, нам встретились люди на «жигулях», пытавшиеся нас отговорить от этой затеи. Во-вторых, мы не знали, что перевалочная база у моста закрыта, потому что автодорога на перевале засыпана землетрясением и люди практически перестали останавливаться там, уходя сразу пешком дальше. А повезла нам, что в это время в этом месте лагерем стояли сейсмологи из Москвы, которым мы и оставили машину под присмотр.

Мало того, начальник сейсмологов оказался, как и я, авторушником. В конфе Уазоводов он известен как Сакжой. Огромное ему спасибо! Он же рассказал нам много интересного про алтайское землетрясение. Дорога вверх, у которой мы остановились и которую проехали в прошлом году на Ниве, оказалась на пути основного разлома и в результате была полностью засыпана. Теперь там только тропа. Ночевка на берегу Чуи была приятной и очень теплой. Днем жара стояла за 30, ночью тоже можно было спать практически голым. Читать дальше >>

 

Часть 1 * Часть 2 * Часть 3 * Часть 4 * Карты поездки * Фотоальбом поездки

вернуться назад     другие дневники этого автора      все дневники
 

© www.altaitravel.ru 2003-2024