День пятый, 30 июля. Общий пробег 45 км. Мыс Кырсай – Балыкча – устье Чульчи.
Утро было тихим и приятным. Что удивительно, на Алтае может быть не жарко,
но при этом можно легко раздеться и окунуться в озеро или реку, или хотя бы
ополоснуться по-пояс. И при этом совершенно не замерзнуть. Накануне мы
прознали про экскурсии на Чульчинский водопад. Оказалось очень дорого, 1000
руб. на человека. Сюда входит доставка до переправы (45 км.), переправа,
оплата входа в заповедник, услуги проводника, питание, доставка обратно.
Пешего ходу 9 км. в одну сторону по горной тропе. Увы, такие деньги мы
заплатить не были готовы. Утром вместе с нами к выезду готовилась группа на
«Мицубиси Делике». Позавтракав и покатавшись немного на конях, мы в 11
выехали с намерением добраться за день до Курая или даже до альплагеря
Актру.
До Балыкчи добрались за полчаса и начали поиски коммерсанта,
продающего бензин, поскольку не были уверены, хватит ли его до Усть-Улагана,
до ближайшей АЗС. Коммерсанта нашли, бензин оказался у него по 14-00. Причем
просто «бензин», скорее всего А-80. Взяли якобы 10 литров, хотя скорее всего
не больше 8. Одновременно с нами два ведра брала группа с «Делики». И тут
между делом мы узнали, что они идут на водопад и могут прихватить нас
попутно. Причем заплатить нужно только за переправу и за вход в заповедник,
всего-то 390 руб. на троих. Предложив это, они быстро уехали. А мы поехали
за ними вначале в раздумьях, а по мере приближения к Чульче во все более
полной уверенности сломать наш график, пожертвовав чем-то, но внеся в него
водопад, о чем в дальнейшем нисколько не пожалели.
Еще до обеда мы были напротив устья Чульчи. Восхождение к водопаду
планировалось, как оказалось, на следующий день с утра, что вначале нас
смутило, поскольку мы теряли еще один день. Но затем мы решили, что должна
же быть у нас хоть одна полноценная дневка! Лагерь оказался большим. Кроме
нас и группы стояли три джипа из Новосибирска. Ребята отдыхали основательно,
установив хорошие палатки, сделав баню, привезя с собой здоровенную овчарку,
сидящую на привязи и охраняющую лагерь, и еще резиновую лодку. Впоследствии
оказалось, что если бы не эта лодка, мы могли бы и не попасть на водопад.
Пообедав на славу, мы сходили для тренировки на ближайшую гору, полюбовались
видами долины, наелись горной земляники. За это время инструктор группы
несколько раз ездил на переправу и пытался докричаться до лодочника. Увы,
тот не отзывался, хотя за два дня до того с ним всё было договорено. Ночью,
честно говоря, было прохладно, потому что дул порядочный ветер, характерный
для этих мест. Причем, как только дунет с озера, становится холодно. Через
пару минут ветер с другой стороны, и температура мгновенно поднимается.
День шестой, 31 июля. Общий автопробег 140 км., пешим ходом 20 км., на лодке
2Х100 м. Устье Чульчи – Чульчинский водопад – устье Чульчи – Кату-Ярык –
Балыктуюль – Усть-Улаган – Акташ.
Утром выяснилось, что лодочника так и не докричались. Инструктор пошел на
поклон к соседям по лагерю просить лодку, чтобы сплавать к хозяину
переправы. Те лодку дали, хозяин нашелся. Мы не спрашивали подробностей у
инструктора, почему лодочник не отзывался накануне, но на самом деле стоит
отметить необязательность некоторых местных жителей. В 10 утра мы
переправились, затем перешли пешком через небольшую протоку, устроив ногам
массаж на камнях речки с охлаждением, а в 10.30 подошли к подножию горы у
устья Чульчи, где нас встретил егерь заповедника и взял по 100 руб. за вход,
проинструктировав о порядке поведения на территории заповедника.
Хорошо набитая тропа шла вверх и проходила вдоль Чульчи выше русла примерно
на 100 м. Чульча – очень бурная и порожистая река, сплошная 5 категория.
Пока шли, переправились через 4 небольших речки, проползли по скале, поели
горной малины. Примерно через 4 км. впереди увидели грандиозное зрелище
водопада. Даже издалека это что-то! За три часа мы дошли до него и
заворожено смотрели, наверное, с полчаса, не отрываясь. Жаль, мало времени.
Там нужно находиться сутки с ночевкой, чтобы вдоволь насладиться и
помедитировать. Мощный поток прорывается через гигантские камни и падает с
них каскадом общей высотой 160 метров! Рев воды оглушающ. Водопад
образовался всего сто лет назад в результате обвала после землетрясения.
Открыли его только в семидесятые годы, а массовое посещение туристами
насчитывает несколько лет. По крайней мере, 12 лет назад, когда я впервые
посетил юг Телецкого озера, ничего не было слышно об экскурсиях на это
место.
Побыв на водопаде минут сорок и сделав небольшой пикник, мы двинулись
обратно. По пути испытали небольшое приключение, когда часть группы ушла
быстрее, впереди инструктора, в том числе брат, да и мы следом, и сбилась с
тропы, уйдя вниз. Инструктор пошел по нашим следам, а мы сами совершенно
случайно увидели, что навстречу идет другая группа, и идет она значительно
выше нас. Мы благополучно вылезли на тропу, получили нагоняй от инструктора
и дальше двинулись с ним. Мимо егеря мы прошли в 17.00, остановились
поболтать. Один из нас увидел на скале какие-то черточки черной краской,
десяток вертикальных, одну горизонтальную. На вопрос, что это, егерь
ответил, что это обозначаются задержанные браконьеры. Почему одна
горизонтальная – потому что одного унесли, говорил много и сопротивлялся. В
итоге подстрелили.
В лагерь вернулись в шесть вечера, быстро собрались и выехали в сторону
Акташа. Здесь же выяснили, что и дальше нам по пути, потому что группа едет
в альплагерь Актру. Испросив подробно дорогу, мы выехали пораньше, поскольку
Делика шла быстрее. Через полтора часа мы подошли к Кату-Ярыку. На подъем за
руль сел брат.
Подъем оказался менее страшен на вид, хотя машине досталось.
Шли вначале на первой пониженной, затем на второй. Весь подъем занял минут
20. Наверху было ощутимо прохладнее. Главной задачей было проехать засветло
хотя бы до Балыктуюля, где дорога становится более-менее нормальной. Ехали
быстрее, чем туда, дорога была уже предсказуемая и почти сухая. По дороге
нам встретились «десятка», треха БМВ и Тойота! Удивительно, как они проехали
и еще более удивительно, где они собрались ночевать, поскольку с перевала-то
они может и спустятся, а вот подняться обратно будет проблематично, кроме,
разве что, заднеприводного БМВ, да и то днище процарапает основательно.
В
районе Балыктуюля нас пытались остановить местные жители, на что мы не
повелись. Как оказалось в дальнейшем, здесь они просят не водку, а бензин.
Но у нас его и так было впритык. В Усть-Улаган въехали уже в темноте и
обнаружили, что АЗС здесь ночью не работает. Приняли решение ехать дальше до
Акташа, поскольку ночевать на перевале холодно. Спускались в кромешной тьме,
в районе Красных Ворот казалось, что тьма съедает даже лучи фар. К 12 ночи
мы были в Акташе, где остановились в какой-то гостинице на выезде из
деревни. Гостиница оказалась отстойной, вообще без удобств, но с телевизором
в номере за 420 руб. Почему-то трудно было уснуть, то ли от дневных
впечатлений, то ли еще от чего. Читать дальше >>