День четвертый, 29 июля. Общий пробег 50 км. урочище Ак-Курум –
Балыкча – мыс Кырсай на Телецком озере.
Утром, спокойно позавтракав, выехали в 10.30. Через пару километров проехали
устье реки Чульча (на другой стороне) и вспомнили о Великом Чульчинском
водопаде. Мы еще не знали, что попадем и туда. Еще через некоторое время
подъехали к первой деревеньке в долине Чулышмана, называется Коо. Перед ней
прошли пару нехилых бродов с водой по пороги. У одного из бродов стоял
огромный племенной бык размерами с нашу Ниву и мычал о чем-то своем.
Поскольку Нива была бордового цвета, мы постарались максимально быстро
проехать мимо. Деревня Коо небольшая, но в ней есть красивая деревянная
церковь.
Проехав через деревню, мы с удивлением обнаружили, что не можем найти выезд.
В одном месте дорога упирается в ворота, как нам показалось, загона, в
другом заводит в тупик. Называется, в трех соснах заблудились. Вернулись к
магазину, у которого сидели и стояли несколько алтайцев, все это время
внимательно смотревших на наши передвижения. На вопрос, где выезд, они
засмеялись и указали в ту сторону, где мы видели ворота. Оказывается, их
просто нужно открыть, проехать и закрыть за собой! Это ворота от скота, чтоб
по деревне не бродил. Перед ними было особенно грязно.
Сразу за деревней впереди мы увидели УАЗ-головастик с людьми в кузове. Он
довольно резво шел впереди и вскоре пропал из виду. Мы подумали, что это
местные. Это оказалось далеко не так. Вскоре мы подъехали к небольшому, но
вредному перевальчику «Чертов мост». Он представляет из себя крутой подъем
метров триста, а на вершине – большие «надолбы» из камней. Издалека я увидел
людей в яркой одежде. Наверняка туристы. Подъехав ближе, мы с ужасом
увидели, что люди ходят вокруг того самого УАЗа, лежащего на вершине
перевала вверх колесами! Мы остановились и бегом бросились к УАЗу. К
счастью, все были живы, у одного сломана нога. Самое удивительное в ситуации
то, что этот человек оказался хорошо знакомым коллегой по бывшей работе! И
это почти за тысячу км. от дома! Он был удивлен не меньше нашего. В это
время инструктор группы ругался с водителем, который в порыве эмоций не
преминул расчехлить карабин со словами «сам сволочь, я тебя застрелю!» Вот
такие они, горячие алтайцы.
Все обошлось миром. Оказалось, что на самой вершине УАЗ заглох и покатился
назад. Водитель, видимо, растерялся, наехал на скалу и перевернулся.
Пострадавшему наложили шину, вкатили укол Кетанова и посадили в нашу машину
до Балыкчи. УАЗ общими усилиями перевернули и поставили на колеса. Водитель
его легко завел, он только подымил немного маслом, залившимся в цилиндры и
на распредвал. Алтаец подправил крышу молотком, посадил пассажиров и поехал
дальше.
Через полчаса мы добрались до Балыкчи, оставили пострадавшего в больнице
наложить гипс и рванули к Телецкому озеру, до которого осталось 8 км.
Оставшаяся группа поблагодарила нас за помощь. Дальше они поехали за нами на
озеро и уплыли на катере в Артыбаш, в северную часть озера, где их ждали
машины. Оттуда до Новосибирска добраться просто и удобно.
Потеряв время на приключение, мы были на мысе Кырсай только к обеду. Погода
не баловала, было серо, временами шел дождь. После раздумий мы остановились
на строящейся турбазе «Чулышман», которая стоит прямо на том месте, где
раньше (до 1992 г.) причаливал теплоход «Пионер Алтая», а теперь приходят
большие катера, на которых с того времени возят туристов из Артыбаша.
Турбазу «Чулышман» спонсирует какой-то новосибирский филиал московского
банка. Директора – семья алтайцев из Балыкчи, культурные достойные люди.
Работают у них также алтайцы, что нас вначале слегка настораживало из-за
нелестных отзывов о них некоторых путешественников. Хочу сказать, что плохие
отношения с ними могут быть только из-за незнания психологии местного
населения и снобизма гостей. Нормальные люди. Их навязчивость касается
только спиртного. Слабые они на это дело, генетика у них такая. Если с ними
не выпивать и не потакать их выпивке, всё будет нормально. Но если вы на
стоянке хотя бы показали алтайцу, что у вас есть спиртное, всё, можно
сниматься и уезжать. Через пару часов у вас в лагере будет уже не один а
два-три-десять алтайцев. Все их разговоры «за жизнь» будут заканчиваться
одним: дай выпить. А отказать алтайцу с похмела опасно! Если сразу скажете,
что выпить нет (не для них, а вообще нет), произойдет естественный
селективный отбор и останутся (если останутся) нормальные собеседники,
очень, кстати, приветливые и гостеприимные. Могут и в гости пригласить, и
национальными блюдами угостить.
Юг Телецкого озера отличается от севера значительно. Здесь огромный водный
простор и высокие горы за 2 км. На другой стороне Чулышмана (а мыс Кырсай –
устье этой крупной реки) – Алтайский государственный заповедник. На его
территории на берегу озера сейчас есть три турбазы: Алтын-Туу, Карагай,
Таёжный Залив. Сервис там пока не очень, зато впечатлений масса и чистота
первозданная. Люди живут в летних аккуратных деревянных домиках, есть
отличная баня на берегу, где можно окунать своё распаренное тело в
прохладный чистый Чулышман. Вокруг – высокие горы, масса водопадов, можно
сплавляться по реке, кататься на яхте по озеру, на лошадях по тропам,
сходить на сероводородный источник, у которого лечат суставы местные и
приезжие, да и просто созерцать местную природу.
И еще там тишина бывает
пронзительная. Нет постоянного шума реки, как обычно бывает на стоянках
туристов, нет гомона людского, как в районе озера Ая. Хорошо, в общем. А на
турбазе Таежный Залив есть большой сад с яблоками, грушами, абрикосами и
прочими плодами. Сад этот вырастил некто Смирнов, в 20-е годы сбежавший в
эти места от большевиков и проживший там вплоть до начала 90-х годов,
пережив всех своих обидчиков и их власть в целом. Сейчас садом управляют его
внуки.
Мы совершили прогулку к источнику и на турбазы на моторной лодке, посидели
вечером у костра. Ночевали в недостроенном домике, в палатке показалось
сыровато. Алтайцы-строители все-таки изрядно «приняли» на ночь, несмотря на
запреты хозяина и ночью слегка пошумели между собой, но достаточно быстро
успокоились.
Здесь же, на базе, стояли несколько машин с новосибирскими и барнаульскими
номерами, в том числе микроавтобус «Мицубиси Делика», благодаря которому на
следующий день мы совершили путешествие на великий водопад.
Читать дальше >>