Горный Алтай > Статьи, путевые заметки
Горный Алтай Природа Алтая Туризм на Алтае Достопримечательности Как добраться Карта Горного Алтая Вопрос-ответ Советы туристам Легенды, истории Поиск попутчика Фото из туров Погода на Алтае

Фото из туров



Смотреть еще...


вернуться назад     другие дневники этого автора      все дневники

Экстрим: На Ниве по Горному Алтаю. Часть 5

Часть 1 * Часть 2 * Часть 3 * Часть 4 * Часть 5 * Часть 6 * Карта поездки * Фотоальбом поездки

 

День седьмой, 1 августа. Общий пробег 155 км., но каких!!! Акташ – Курай – Курайская степь – попытка подъема в лагерь Актру – Курай – Акташ – Чибит – Машей.

Утром была чудесная солнечная погода. В горах на перевале, который мы проехали ночью, выпал снег. Хорошо, что не остались там ночевать! В 9 утра, позавтракав местными пельменями, поехали в Акташ прикупить кое-какие вещи. Через час мы уже ехали в сторону Курая. Буквально через пару км. с Чуйского тракта открывается грандиозное зрелище – Чуйские белкИ.

Здесь видны горы Куркурек (3976) и Актру (4044) с большими площадями оледенения. Дальше, в Курайской степи, белкИ со всех сторон. Через 40 км. мы свернули с трассы, проехали Курай, представляющий из себя деревню с двумя отдаленно стоящими частями. Проехав Чую по деревянному мосту мы выехали на степную дорогу со всеми ее прелестями. Называется, езжай туда, незнамо куда. Куча направлений. Хорошо, что мы знали общую направленность. Вначале нужно ориентироваться на небольшую горку, на вершине которой стоит некое сооружение, возможно, культовое, издалека похожее на циркуль. Объехав ее справа проехали вдоль речки Тюте до второй переправы (первая больно глубокая). На переправе мы встретили Томича на джипе, который мыл машину в речке. Поскольку лагерь Актру принадлежит томской фирме, мы резонно подумали, что это один из хозяев или жителей. Он подробно рассказал, как ехать и скептически посмотрел на машину, спросив, не на самый ли верх мы ходим. После нашего утверждения и рассказа о Кату-Ярыке он хмыкнул и пожелал счастливого пути.

Километров через 10 мы подъехали к началу подъема в лагерь, где собираются группы для заброски на ГАЗ-66 или ЗИЛ-131. Заплатив 10 руб.за въезд на территорию и 30 руб. за проезд по мосту через речку Актру, мы начали подъем. Бог мой, более кошмарной дороги я не видел! Грязь и огромные булыжники заставляли нашу Ниву прыгать, реветь, но ехать вперед. Проехав три километра и цепанув несколько раз балкой, мы приняли решение вернуться, побоявшись пробить что-нибудь. Увы, это было поражение. Машина и, скорее, водители оказались не готовы к такому испытанию. Подняться без груза и на ВЛ-5 мы бы точно смогли, а так…

Грустные, мы поехали обратно, и тут встретили вчерашнюю «Делику», которая медленно, но верно ползла вверх. Инструктор был в полной уверенности, что мы уже там, а сам он на этой машине уже был наверху не раз. Да, «лучше нету велика, чем Мицубиси Делика». Что ж, до Актру доберемся в следующий раз. А у нас был запасной вариант, подъехать к горам через Чибит, в долину Маашея. Вернувшись в Курай, мы проехали через Акташ в Чибит и там свернули на дорогу вдоль Чуи. Дорога начинается в центре деревни и уходит левее. Она видна издалека, как довольно крутой подъем по склону горы. В деревне нас застал сильный дождь, но как только мы обогнули первую гору, дорога дальше оказалась совершенно сухой.

Сама дорога – такая же, как в долине Чулышмана, щебенчатая «однопутка» с возможностью движения где 5, а где 60 км/час. Шла она по долине Чуи, которая текла далеко внизу в глубоком ущелье. Это был так называемый Мажойский каскад порогов, считающийся одним из самых трудных на Алтае. На другой стороне мы видели палаточный лагерь пеших туристов, пешеходный подвесной мост. Через 14 км. подъехали к автомосту через Чую в районе устья Маашея (Мажоя). За мостом стоит турбаза Пилигрим и начинается перевал ведущий в долину Маашея.

Если бы я только знал, что меня ждет на подъеме! Ни за что бы не поехал! С другой стороны, хорошо, что не знал, иначе бы не увидел потом красот по ту сторону. Брат пошел вперед посмотреть перевал. Минут через 5 он сверху махнул мне рукой, что я посчитал сигналом ехать. Как оказалось впоследствии, это было всего лишь напоминание о себе и о том, что он идет дальше. Включив первую пониженную, я пополз наверх. В отличие от Кату-Ярыка, перевал был короче, но значительно уже, круче и вообще без вариантов разъезда со встречными. Более-менее спокойно пройдя первый километр, я с ужасом обнаружил, что подъем становится все круче и конца ему не видно. Сидящая рядом подруга судорожно вцепилась в сиденье и восклицала «сейчас я рожу!». Наконец, вроде бы подъем стал положе, но тут я проехал мимо брата, смотрящего на меня круглыми глазами, посмотрел вперед и увидел там, за очередным поворотом нагромождение булыжников, растущих из дороги и сильное увеличение градуса подъема. И не факт, что Нива не цепанёт балкой и не заглохнет.

Решение было принято мгновенно. Я раскрутил двигатель до 4 тыс. на первой пониженной. Нива взревела, и, пожирая бензин и масло и выпуская синий дым, запрыгала по булыжникам. Слава Богу, руль из рук не вырвало, мы проскочили между особенно большими булыганами. Задний мост подпрыгивал, колеса прокручивались, опускались на дорогу и выкидывали из-под себя песок, щебенку, камни… Мы вылетели на вершину, остановились. Только здесь я испугался по-настоящему и минут пять приходил в себя. Брат, прибежавший следом, был напуган не меньше.

Успокоившись и немного отдохнув двинулись искать место для ночевки. Нашли его в 3 километрах выше по течению Маашея. Там лагерем стоял народ из самых разных мест: Москвы, Саратова, Павлодара, Шевченко. Их забросили туда на ГАЗ-66. Увидев машину, они чуть ли не зааплодировали, удивившись такому соседству. Было довольно поздно, мы успели полюбоваться белым вершинам, поужинали и легли спать. Поскольку карта показывала высоту примерно 1600 м., утеплились максимально. И Машей, ревущий рядом с палаткой, прибавлял холодка. Вода в нем была что-то около 0. По крайней мере, ноги сводило судорогой при первой же попытке опустить их в воду. А сама вода была ледяного бледно-синего цвета. Читать дальше >>
 

Часть 1 * Часть 2 * Часть 3 * Часть 4 * Часть 5 * Часть 6 * Карта поездки * Фотоальбом поездки

вернуться назад     другие дневники этого автора      все дневники
 

© www.altaitravel.ru 2003-2024